НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

bg r17015Доктор юридических наук В. В. ЛАПТЕВ

В период развернутого строительства коммунизма важнейшее место в деятельности партии и государства занимает руководство народным хозяйством. Ленинские указания о том, что при социализме преиму­щественное значение приобретает управление экономикой [1], являются сейчас особенно актуальными. Ведь экономика стала главным попри­щем борьбы за коммунизм, а хозяйственно-организаторская деятель­ность Советского государства — важнейшей его функцией.

В последних решениях партии большое внимание уделяется хо­зяйственно-правовым вопросам. Важное значение совершенствования правовых норм, регулирующих хозяйственно-организаторскую работу, подчеркивается в Программе КПСС. И это понятно, ибо улучшение руководства экономикой неразрывно связано с совершенствованием хозяйственного законодательства. Правовое регулирование народного хозяйства является в условиях социализма особой формой руковод­ства хозяйственным строительством.

Решение экономических задач строительства коммунизма невозмож­но без четкого определения прав и обязанностей органов хозяйствен­ного руководства и предприятий, установления в хозяйственном зако­нодательстве их функций и компетенции, повышения ответственности за выполнение хозяйственных обязательств и за результаты хозяй­ственной деятельности. В этом законодательстве определяется порядок руководства и осуществления производственно-хозяйственной деятель­ности, порядок планирования и организации хозяйственных связей, система хозяйственных договоров и порядок разрешения хозяйственных споров, ответственность за нарушения планов и хозяйственных обязательств, решаются другие важные вопросы регулирования эко­номики.

Все эти вопросы представляют собой правовой аспект хозяйствен­ного руководства, от их решения зависит соблюдение государственной дисциплины и законности в хозяйственной деятельности, четкость и со­гласованность в работе предприятий и других хозяйственных органов, слаженность всего хозяйственного механизма, строгий порядок в эко­номике.

За последние годы издано много постановлений по важнейшим вопросам правового регулирования экономики. Это способствует улуч­шению руководства народным хозяйством. Однако правовое регули­рование народного хозяйства все еще отстает от развития экономики, не отвечает задачам, выдвигаемым практикой хозяйственного строи­тельства. Хозяйственное законодательство не систематизировано, су­ществует огромное количество законов, постановлений и других норма­тивных актов, принятых в разное время, плохо увязанных между собой,

45

а иногда и противоречащих друг другу. Такое запущенное состояние законодательства мешает решению экономических задач, создает поч­ву для нарушений законности и злоупотреблений в этой области [2].

Бурное развитие социалистической экономики существенно повы­шает роль правового регулирования народного хозяйства. Сейчас ве­дутся оживленные обсуждения проблем совершенствования руковод­ства народным хозяйством, внедрения экономических методов руковод­ства взамен не оправдывающих себя административных методов. Решение этих вопросов невозможно без упорядочения хозяйственного законодательства.

То обстоятельство, что экономические задачи являются сейчас важ­нейшими в деятельности партии и государства, предопределяет и роль хозяйственного права в общей системе мероприятий по руководству хозяйственным строительством. Правовые нормы по регулированию хозяйственных отношений требуют особого внимания. Совершенство­вание этих норм позволит преодолеть отставание советского права от экономического развития, приведет правовое регулирование экономики в соответствие с новыми задачами по руководству народным хозяй­ством.

Этого требуют и перспективы дальнейшего развития. Ведь на пути к коммунизму хозяйственно-правовые нормы будут перерастать в организационно-хозяйственные нормы, определяющие порядок хозяй­ственной деятельности при коммунизме. Эти нормы будут играть огром­ную роль, ибо экономика при коммунизме должна быть высоко орга­низованной, хозяйственная деятельность будет направляться из опре­деленного центра и осуществляться в рамках установленных правил, четко закрепленных подобно тому, как делается сейчас в законода­тельстве.

Вопрос о хозяйственном праве является сложным и имеет разные аспекты. С одной стороны, он может исследоваться с точки зрения хозяйственного права как самостоятельной отрасли права, с другой — как отрасли законодательства, с третьей — как науки, с четвертой — как учебной дисциплины. Все эти аспекты тесно связаны между собой и в какой-то мере затрагиваются в данной статье. Но в основном она посвящена проблемам хозяйственного права как науки.

Развитие правового регулирования экономики, улучшение хозяй­ственного законодательства во многом зависит от состояния юриди­ческой науки. Между тем юридическая наука отстает в вопросах исследования правового регулирования хозяйственных отношений, на что справедливо указывалось в решениях партии. Это является одной из причин запущенности хозяйственного законодательства.

Тяжелый ущерб развитию хозяйственного права нанес Вышинский. Он разгромил науку хозяйственного права, объявил «вредителями» представителей этой науки — честных советских ученых, настоящих коммунистов, новаторов и искателей, которые стремились создать пере­довую социалистическую правовую науку. Конечно, в 30-е годы наука хозяйственного права еще только развивалась, делала первые шаги и поэтому не лишена была недостатков. Так, представители науки хозяйственного права того времени включали в сферу хозяйственного права и отношения граждан, что принижало роль личных и имущест­венных прав граждан при социализме. Но несмотря на отдельные ошибочные положения, в целом наука хозяйственного права была про-

46

грессивным научным направлением, она нацеливала ученых-юристов на разработку правовых проблем народного хозяйства, т. е. самых важных вопросов юридической науки.

В результате ликвидации науки хозяйственного права правовые вопросы народного хозяйства не изучались всесторонне, а рассматри­вались отрывочно, с позиций различных отраслей юридической науки, главным образом гражданского и административного права. Вслед­ствие этого отсутствовала необходимая специализация ученых-юристов и научных коллективов по изучению хозяйственно-правовых проблем, а многие из этих проблем вообще не исследовались, так как не вмеща­лись в узкие рамки отраслевых юридических наук. Все это приводило к отрыву юридической науки от практики, к принижению роли хозяй­ственного законодательства.

Постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» перед юридической наукой поставлена задача исследовать проблемы руководства народным хозяйством, правового регулирования хозяй­ственной деятельности предприятий и организаций.

До сих пор хозяйственные отношения в правовой науке в целом обычно не рассматривались, а относились либо к гражданскому праву (отношения, регулируемые методом «равенства»), либо к администра­тивному (отношения, регулируемые методом «власти и подчинения»). Однако такое разделение хозяйственных отношений при социализме с нашей точки зрения, неправильно, поскольку экономика обобществле­на и является достоянием всего народа, государство не только осу­ществляет политическую власть, но и само хозяйствует. Экономическую основу Советского государства составляет социалистическая собствен­ность на средства производства. Личная собственность при социализме служит лишь удовлетворению потребностей самих граждан. «Мы ни­чего „частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [3]. Социалистическая собственность как основа хозяйствования предопределяет всю систему советского права, придает принципиально иной характер правовому регулирова­нию хозяйственной деятельности при социализме по сравнению с бур­жуазным строем.

Грандиозное развитие социалистической экономики составляет ос­нову усиления хозяйственно-организаторской функции Советского госу­дарства и развития правового регулирования народного хозяйства. Государственная и правовая надстройки оказывают обратное воздей­ствие на экономические отношения. Качественно новая организация общественного производства, появление при социализме не виданных ранее хозяйственных отношений порождают новые формы правового регулирования народного хозяйства, новые отрасли права. Одной из таких отраслей, по нашему мнению, и является хозяйственное право.

Хозяйственные отношения социалистического общества разнообраз­ны. Но все они отличаются тем, что в них имущественное содержание неразрывно сочетается с плановым характером. Это органическое слия­ние планово-организационного и имущественного элементов и являет­ся характерной чертой хозяйственных отношений как особого вида социалистических общественных отношений.

Социалистическое хозяйствование охватывает как непосредственное ведение хозяйственной деятельности, так и руководство ею. Обе эти стороны хозяйственной деятельности при социализме, как правило, не-

47

разрывно связаны. Органическое единство социалистических хозяйственных отношений, слияние в них планово-организационных и имущественных элементов и составляют ту специфику, которая предопределяет своеобразие хозяйственного права как самостоятельной отрасли права.

Богатству и разнообразию хозяйственных отношений соответствуй и различные методы их правового регулирования. В одних случаях будет метод подчинения, при котором одна сторона хозяйственного правоотношения дает другой стороне обязательное для последней указание; в других — метод согласования, как это имеет место, например, в хозяйственно-договорных отношениях между предприятиями и организациями; в третьих — метод контроля, применяемый при осуществлении финансового, технического и других видов контроля за хозяйственной деятельностью.

Методы правового регулирования зависят от характера регулируемых общественных отношений. Однако экономический характер отношений не предопределяет прямо метода правового регулирования а лишь составляет основу для сознательного выбора таких методов которые позволяют наиболее эффективно использовать все возможности правового воздействия на общественные отношения в интересах наиболее рационального решения хозяйственных и политических задач Социалистическое государство, руководя хозяйством, избирает наибо­лее целесообразные, научно обоснованные формы и методы правового воздействия на экономику.

Хозяйственное право как правовая отрасль, по нашему мнению, характеризуется тремя основными признаками: 1) своеобразием социа­листических хозяйственных отношений, неразрывно сочетающих в себе планово-организационные и имущественные элементы (предмет регу­лирования); 2) участием в хозяйственных отношениях только социа­листических предприятий и организаций, а также их структурных звеньев, но не отдельных граждан (субъектный состав); 3) сочетанием различных способов правового воздействия на хозяйственные отноше­ния, применяемых для наилучшего решения экономических и полити­ческих задач (методы регулирования).

Хозяйственное право как правовая отрасль представляет собой со­вокупность норм советского права, определяющих порядок руковод­ства и осуществления хозяйственной деятельности в социалистической экономике и регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения между социалистическими предприятиями и организациями, а также между их структурными звеньями, с использованием наиболее рациональных, научно обоснованных методов правового регулирования.

После принятия Основ гражданского законодательства, в которые были включены и некоторые нормы хозяйственно-правового характера (о договорах поставки, подряда по капитальному строительству и др.), у отдельных ученых сложилось представление, что вопрос о хозяйственном праве тем самым якобы разрешен в отрицательном смысле. Мы счи­таем, что включение некоторых норм хозяйственного права в Основы, а других хозяйственно-правовых норм — в иные законодательные акты вовсе не означает решения вопроса о существовании хозяйственного права как правовой отрасли.

Нормы одной отрасли права могут находиться и нередко находятся в разных законах, в одном законе могут быть нормы разных отраслей права, некоторые отрасли права не имеют своего основного закона — Основ или кодекса. Отрасль права представляет собой объективную реальность в том смысле, что она предопределена объективно сущест-

48

вующими общественными отношениями. Конечно, отсутствие единого кодекса или иного основного закона неизбежно порождает неупорядо­ченность соответствующей отрасли законодательства. Так получилось и с хозяйственным законодательством, которое остро нуждается в си­стематизации и кодификации. Для упорядочения хозяйственного зако­нодательства представляется необходимым издать Хозяйственный ко­декс СССР [4].

В целях развития хозяйственно-правовых исследований надо уско­рить формирование науки хозяйственного права. Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, выдвигаемые практикой экономического строительства, например правовое положе­ние предприятий, юридические аспекты планирования, правовое регули­рование материально-технического снабжения, кредитно-расчетных от­ношений и другие актуальные проблемы, уже получили освещение в хозяйственно-правовых исследованиях.

Появление новых отраслей знания на стыках существующих наук — закономерное и прогрессивное явление, свойственное не только есте­ственным, но и общественным наукам. Возникнув на стыке других наук, вобрав в себя некоторые их элементы и органически сочетая их, наука хозяйственного права является, по нашему мнению, вполне самостоя­тельной юридической наукой.

На стыке каких же наук возникла эта новая наука?

Прежде всего она вобрала в себя элементы правовой и экономиче­ской науки. Наука хозяйственного права строится на исследованиях экономико-правового характера, правовой анализ сочетается в ней с экономическим. Юридический анализ в отрыве от экономического был бы здесь бесплоден, не позволил бы выработать научные рекомендации для улучшения практики хозяйственной работы путем использования правовых средств. Поэтому очень важно обеспечить контакты юристов с экономистами в разработке хозяйственно-правовых проблем. Такие контакты сейчас развиваются. Так, сектор правовых проблем управле­ния промышленностью и хозяйственного права Института государства и права АН СССР разрабатывает правовые вопросы хозрасчета со­вместно с Научным советом АН СССР по проблеме «Хозяйственный расчет и материальное стимулирование производства».

Далее, наука хозяйственного права возникла в результате органи­ческого сочетания элементов разных отраслевых юридических дисцип­лин, в частности гражданского и административного права. Наука хо­зяйственного права преодолевает узкоотраслевой подход к изучению правового регулирования хозяйственной деятельности, исследует всю совокупность связанных между собой правовых проблем народного хозяйства, разрабатывает в целом единые хозяйственные отношения со­циалистического общества.

Очень важное значение имеет тесная связь науки хозяйственного права с практикой экономического строительства. Только таким путем можно будет обеспечить выработку обоснованных научных рекоменда­ций, направленных на улучшение хозяйственной практики с помощью

49

правовых средств. Хозяйственно-правовые исследования должны тесно связывать науку с практикой, выработать научные рекомендации по совершенствованию хозяйственного законодательства. Например, сейчас разрабатывается проект закона о социалистическом предприятии. Этот закон должен определить всю хозяйственную жизнь предприятия, все­сторонне урегулировать его производственно-хозяйственную деятель­ность. Закон о предприятии нельзя разработать с какой-либо узкоот­раслевой позиции, например с позиции только гражданского или только административного права. Он должен охватывать все стороны производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятий. Значит, этот закон надо разрабатывать с позиций науки хозяйственного права, всесторонне исследующей правовое Положение предприятий.

Тесные связи с практикой требуют в области хозяйственного права широкого применения метода конкретных исследований, проводимых непосредственно на предприятиях. В этом отношении можно сослаться на опыт изучения Институтом государства и права АН СССР совместно с Рязанским обкомом КПСС и Московским совнархозом практики ис­пользования правовых средств для улучшения хозяйственной деятель­ности промышленных предприятий. В результате этого изучения была проведена научно-практическая конференция о воздействии права на экономику предприятий, выработавшая конкретные рекомендации, ко­торые внедряются на предприятиях Московского совнархоза [5].

Хозяйственно-правовые исследования дают положительные резуль­таты вследствие широты охвата правовых явлений экономической жизни, всестороннего изучения проблем правового регулирования хо­зяйственной деятельности. Поэтому нельзя согласиться с высказанным в литературе предложением выделить в пределах науки администра­тивного права «подотрасль» «административно-хозяйственного» права [6].

Это предложение вызывает существенные возражения, поскольку за пределами такой «подотрасли» оказались бы и правовые проблемы хозрасчета, и система хозяйственных договоров, и правовое положение предприятий, и многие другие важнейшие вопросы правового регули­рования народного хозяйства. Хозяйственные отношения исследовались бы этой «подотраслью» в чисто административном аспекте, что проти­воречило бы происходящему сейчас развитию экономических методов руководства народным хозяйством. Ведь развитие этих методов требует внедрения хозрасчетных начал в управление и планирование эконо­мики, повышает значение в руководстве хозяйством таких инструмен­тов, как хозяйственный договор, прибыль, цена, нормативы длитель­ного действия, не допускает противопоставления управленческих и опе­ративно-хозяйственных функций в деятельности хозяйственных ор­ганов.

В условиях, когда планирование производственно-хозяйственной дея­тельности предприятий осуществляется в значительной мере с помощью хозяйственных договоров, когда расширяются хозяйственные права предприятий, когда создаются производственные объединения, сочетаю­щие управленческие и оперативно-хозяйственные функции, когда адми­нистративные методы руководства заменяются экономическим»,— нельзя сводить хозяйственное право к «подотрасли» административного права. Задача хозяйственного права, как нам представляется, состоит сейчас в закреплении экономических методов руководства, в правовом

50

регулировании всего комплекса хозяйственных отношений как в об­ласти управления и планирования экономики, так и в области непос­редственной производственно-хозяйственной деятельности. В современ­ных условиях только всестороннее изучение правового регулирования хозяйственных отношений соответствует реальному органическому единству этих отношений, задачам совершенствования руководства экономикой и может оказать действенную помощь развитию хозяй­ственного законодательства и практике хозяйственного строитель­ства.

Какие же проблемы должны изучаться наукой хозяйственного права, в чем состоит ее позитивное содержание? В самых общих чертах за­дача этой новой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучать пра­вовые проблемы руководства и осуществления хозяйственной деятель­ности социалистических предприятий и организаций. Однако такое краткое определение задач новой науки необходимо конкретизировать, точно показав основные проблемы, которые должны быть предметом ее изучения.

Наука хозяйственного права призвана, прежде всего, исследовать правовые формы государственного руководства народным хозяйством: управление, планирование, контроль, правовое регулирование хозяй­ственной деятельности. При этом большое внимание надо будет уде­лить изучению хозяйственного законодательства в целях его совершен­ствования и укрепления законности в хозяйственной деятельности.

Далее подлежат изучению вопросы социалистической собствен­ности: оперативное управление ее объектами, правовой режим имуще­ственных средств социалистических предприятий и организаций. Наука хозяйственного права исследует социалистическую собственность как основу социалистического хозяйствования. Однако она не охватывает всех вопросов права собственности, в том числе и социалистической. Право собственности является «сквозным» институтом для многих от­раслей советского права: государственного, гражданского, хозяйствен­ного и т. д. Производственно-хозяйственная деятельность социалисти­ческих предприятий и организаций с точки зрения имущественной есть производственное использование социалистической собственности. Поэ­тому оперативное управление ее объектами, правовой режим имуще­ственных средств хозяйственных органов должны быть предметом изу­чения науки хозяйственного права.

Следующий обширный круг вопросов связан с исследованием пра­восубъектности (компетенции) хозяйственных органов. В условиях со­циализма, когда экономика полностью обобществлена, плановую хо­зяйственную деятельность осуществляют не отдельные граждане, а со­циалистические предприятия и организации. Только эти предприятия и организации, а также их структурные звенья выступают участниками хозяйственных правоотношений, субъектами хозяйственного права.

Наука хозяйcтвeннoгo права должна всесторонне исследовать пра­вовое положение как органов хозяйственного руководства, так и пред­приятий (организаций), непосредственно осуществляющих производ­ственно-хозяйственную деятельность. Важное значение имеет изучение правового положения хозяйственных объединений, сочетающих управ­ленческие и оперативно-хозяйственные функции. Нужно исследовать также правовое положение внутренних звеньев хозяйственных органов, имеющих определенную самостоятельную компетенцию и вступающих между собой во внутрихозяйственные правовые отношения.

Следует подчеркнуть, что под органами хозяйственного руководства понимаются и органы управления, и плановые органы, и органы кон-

51

троля за производственно-хозяйственной деятельностью. При этом име­ются в виду лишь органы специальной хозяйственной компетенции. Ор­ганы же общей компетенции, руководящие не только хозяйством, но и другими областями общественной жизни, должны изучаться наукой го­сударственного и административного права.

Затем подлежат исследованию правовые формы планирования хо­зяйственной деятельности. Здесь особого внимания заслуживают такие вопросы, как правовая природа плановых актов, юридическое значение плановых показателей, порядок разработки, утверждения планов и доведения их до исполнителей, порядок изменения планов и установле­ния дополнительных заданий, учет и контроль за выполнением планов.

К комплексу вопросов, связанных с планированием, примыкают проблемы хозрасчета, который является формой планового руководства и осуществления хозяйственной деятельности социалистических пред­приятий и организаций. На основе анализа экономической сущности хозрасчета наука хозяйственного права исследует правовые формы его осуществления. При этом большое внимание надо уделить не только хозрасчету предприятий и организаций, именуемому обычно полным хозрасчетом, но и внутризаводскому хозрасчету, т. е. хозрасчету цехов, участков, отделов и служб предприятий. Правовые формы внутризавод­ского хозрасчета имеют важное значение для правильной организации производства, но до сих пор они оставались совершенно не разработан­ными в юридической науке.

Важное место в науке хозяйственного права занимает система хо­зяйственных договоров. Наука хозяйственного права призвана иссле­довать их роль в планировании деятельности и укреплении хозрасчета предприятий, изучать многообразные виды хозяйственных договоров, их основные условия, организацию и структуру договорных связей в народном хозяйстве. Вместе с тем надо изучать и хозяйственные обя­зательства, возникающие непосредственно на основе планового задания, принятия наряда к исполнению и из других оснований.

Не меньшее значение имеют правовые проблемы технического про­гресса в народном хозяйстве. Наука хозяйственного права должна изу­чать правовые формы планирования новой техники и внедрения ее в производство, экономического стимулирования предприятий и органи­заций за развитие и внедрение новой техники, правовые вопросы тех­нологии производства.

Далее следуют правовые вопросы кредитования, расчетов и финан­сового контроля в народном хозяйстве. Здесь должны быть исследованы правовое положение государственных банковских учреждений, порядок кредитования и расчетов социалистических предприятий и организаций, финансовый контроль за их хозяйственной деятель­ностью.

Большое внимание нужно уделить проблемам ответственности за результаты хозяйственной деятельности и за выполнение хозяйствен­ных обязательств, ее роли в укреплении социалистической законности и государственной дисциплины в народном хозяйстве. Здесь надо будет рассмотреть разные виды ответственности, исследовать ответственность не только предприятий и организаций за нарушение планов и хозяй­ственных обязательств, но и органов хозяйственного руководства за ошибки в планировании и упущения в управлении хозяйством.

Наука хозяйственного права должна изучать и порядок разреше­ния хозяйственных споров, деятельность арбитража в народном хозяй­стве. Исходя из сущности арбитража как особого органа руководства социалистическим хозяйством, наука хозяйственного права призвана

52

изучать порядок арбитражного разбирательства хозяйственных споров, правовые формы воздействия арбитража на хозяйственную деятель­ность предприятий, исследовать всю многообразную работу арбитража. Здесь же должна быть изучена и деятельность третейских судов.

Представляются важными и вопросы организации правовой работы в народном хозяйстве: исследование задач такой работы, организационная структура юридической службы, организация работы по укрепле­нию законности в хозяйственной деятельности. Особого внимания тре­буют вопросы использования правовых средств для улучшения эконо­мических показателей хозяйственной деятельности.

Перечисленные вопросы имеют общее значение для всех отраслей народного хозяйства. Поэтому они составляют Общую часть науки хо­зяйственного права. Однако изучение таких общих вопросов правового регулирования народного хозяйства не дало бы еще возможности кон­кретно выявить все особенности регулирования отдельных отраслей экономики. Наряду с этим, должно быть неучено правовое регулирова­ние отдельных отраслей экономики и видов хозяйственной деятель­ности. Эти вопросы составляют Особенную часть науки хозяйственного права. Выделение Особенной части в системе новой науки объективно необходимо. Оно сосредоточит внимание ученых на изучении конкрет­ных проблем правового регулирования хозяйственной деятельности в различных отраслях экономики, что даст возможность разрабатывать на базе научных исследований обоснованные предложения, направлен­ные на совершенствование хозяйственного законодательства, улучше­ние практики работы предприятий и других хозяйственных органов пу­тем использования правовых средств.

В Особенной части науки хозяйственного права важно исследовать правовое регулирование хозяйственной деятельности в промышлен­ности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, правовое ре­гулирование материально-технического снабжения, торговли, коммунально-жилищного хозяйства, правовое регулирование хозяйственной деятельности социально-культурных учреждений. По каждой ив отрас­лей экономики или видов хозяйственной деятельности должны быть конкретно изучены особенности правового положения органов управ­ления, предприятий и организаций, специфика планирования, хозрас­чета и хозяйственных договоров в данной отрасли народного хозяйства.

При этом правовое регулирование отдельных отраслей экономики и видов хозяйственной деятельности исследуется в науке хозяйствен­ного права с точки зрения компетенции соответствующих хозяйствен­ных органов и их взаимоотношений внутри 'системы социалистического хозяйства. Изучение же взаимоотношений этих органов с гражданами относится к сфере науки гражданского, трудового и других отраслей советского права. Это относится, например, к правовому регулирова­нию транспорта, торговли, коммунально-жилищного хозяйства. В части сельского хозяйства надо оговорить, что правовое регулирование внутриколхозных отношений должно, как и до сих пор, изучаться наукой колхозного права, ибо эти отношения имеют ряд особенностей, связан­ных с кооперативным членством, что отличает их от хозяйственных от­ношений, составляющих предмет науки хозяйственного права.

В соответствии с изложенным попытаемся выразить систему науки хозяйственного права схематически. Предлагаемая система одно­временно может служить и системой учебного курса хозяйственного права, введенного в соответствии с постановлением ЦК КПСС в юри­дических вузах и на юридических факультетах университетов.

Инвестиции

Where-to-Invest1

ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» продолжает реализацию проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива», который направлен на увеличение товарооборота между Россией и странами Евросоюза через морской порт Усть-Луга. Как сообщает пресс-служба компании, в I полугодии 2015…
sthth3e4g3AA4TG

Инвестиции

Кингисеппский муниципальный район является одним из наиболее привлекательных в Ленинградской области для инвесторов, ориентированных на перспективу развития экономических отношений со странами Балтийского региона. Этому способствует не только выгодное географическое положение района, но и ряд факторов, таких как:- расположение на пересечении…