Пределы распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении

1Согласно ГК ПМР унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления). Это относится как к имуществу, переданному унитарному предприятию собственником, так и к имуществу, приобретенному таким предприятием по договору или иным основаниям.

Хозяйственное ведение (оперативное управление) является ограниченным вещным правом, субъекту которого полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат не в полном объеме, а в пределах, установленных гражданским законодательством.

Унитарному предприятию согласно статье 322 ГК ПМР принадлежит право на защиту его владения, в том числе и против собственника.

Необходимо отметить, что независимо от оснований приобретения имущества унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), приобретенное имущество согласно действующему гражданскому законодательству не может принадлежать ему ни на каком вещном праве, кроме права хозяйственного ведения (оперативного управления) (права на земельный участок и сервитуты в данном случае не рассматриваются).

Возникновение права собственности у унитарного предприятия действующим законодательством исключается. Имущество, полученное государственным унитарным предприятием не от собственника, а из любого другого источника, по основаниям, предполагающим возникновение вещного права, поступает в государственную собственность. На такое имущество полностью распространяется правовой режим хозяйственного ведения (оперативного управления), и полномочия собственника имущества по отношению к нему аналогичны полномочиям, реализуемым им в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление).

В настоящее время объем полномочий, как унитарного предприятия, так и собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлен гл. 19 ГК ПМР.

Согласно пункту 2 статьи 312 ГК ПМР унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В соответствии с определением, данным статьей 141 ГК ПМР, к недвижимому имуществу относятся объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Частным случаем распоряжения имуществом является, например, его внесение в качестве вклада по договору простого товарищества. Поэтому недвижимое имущество может быть внесено унитарным предприятием в качестве такого вклада только с согласия собственника.
От имени собственника имущества согласие на распоряжение объектами недвижимости унитарным предприятиям дает исполнительный орган государственной власти, выступающий от имени собственника имущества унитарного предприятия.

Иногда имеют место попытки получить согласие собственника на распоряжение недвижимым имуществом (или его частью) унитарного предприятия вообще - безотносительно к конкретной сделке. С этой целью соответствующие положения, как правило, включаются в договоры, регулирующие порядок использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, или в специальные договоры. Как правило, в эти договоры включаются перечни недвижимого имущества, согласие на распоряжение которым собственник в лице органа по управлению имуществом дает путем подписания этого договора, поэтому обращения о согласии на совершение конкретной сделки уже не требуется.

Подобную практику нельзя признать правильной, поскольку она искажает, нивелирует смысл дачи согласия на распоряжение имуществом и не гарантирует соблюдение интересов собственника имущества унитарного предприятия.

Целью реализации законодательно закрепленного права собственника давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом унитарного предприятия является прежде всего анализ обстоятельств, условий распоряжения недвижимым объектом с точки зрения его последствий и целесообразности для собственника, а также для самого унитарного предприятия с учетом задач, которые ставит перед ним его учредитель. Это возможно только в результате рассмотрения проекта конкретного договора, оценки его условий и анализа последствий в контексте целей деятельности унитарного предприятия.

Безусловно, право определять условия распоряжения своим имуществом и предлагать те или иные условия сделки с ним является законным правом собственника, непосредственно вытекающим, в частности, из статьи 312 ГК ПМР. Иной подход означал бы, что собственник при согласовании распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия не может влиять на условия соответствующего договора. Это сделало бы процедуру согласования формальной и не соответствовало бы государственным интересам.

Полагаем, что при рассмотрении проекта договора, предполагающего отчуждение недвижимого имущества, обязательному анализу должны подлежать положения о размере цены и условиях ее уплаты покупателем, а также о моменте возникновения права собственности у покупателя. Известен случай, когда в силу неудачного соотношения условий договора купли - продажи о порядке и сроках уплаты цены за недвижимое имущество и о моменте возникновения права собственности у покупателя здание перешло в собственность частного лица до уплаты им цены. При таких условиях покупатель, конечно же, не был заинтересован в выполнении своих обязательств по договору, тем более что содержание договора позволяло ему отложить уплату цены практически на неопределенный срок.

Государственное предприятие, в соответствии с пунктом 2 статьи 312 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, пунктом 1 статьи 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, без согласия собственника, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами. То есть, данное положение, с одной стороны, устанавливает иное распределение полномочий собственника по сравнению с общим правилом пункта 3 статьи 230 Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, а с другой стороны, допускает возможность ограничения права государственного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами. 

Так, согласно пункту 4 статьи 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, заключение которых не может осуществляться без согласия собственника, в том числе в отношении движимого имущества. 

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие вправе распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. 
Что касается предприятий, основанных на праве оперативного управления, и учреждений то в соответствии со статьей 313 ГК ПМР казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имуществом, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. В силу данного обстоятельства, а также в соответствии со статьей 314 ГК ПМР казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, продавать, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование и распоряжаться иным способом переданным в его оперативное управление недвижимым имуществом без согласия собственника в лице уполномоченного органа государственной власти управления.

Что касается учреждений, то оно в соответствии со статьей 315 ГК ПМР не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. 

В тоже время если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Порядок списания имущества унитарного предприятия

Некоторые особенности свойственные правовому регулированию списания недвижимого имущества, порядок списания основных средств, к которым относится и недвижимое имущество унитарного предприятия, в случае морального и (или) физического износа регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства экономики ПМР от 17 октября 2003 года г. N 303 (САЗ 03-48).

В соответствии с данными Методическими указаниями для решения вопроса о целесообразности списания основных средств, их непригодности к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности восстановления, а также для оформления документации на их списание приказом руководителя унитарного предприятия может быть создана постоянно действующая комиссия по списанию. В состав такой комиссии входят должностные лица унитарного предприятия, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Компетенция комиссии установлена названными Методическими указаниями.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств.

Следует отметить, что действующий порядок списания основных средств унитарных предприятий не предусматривает согласование списания с органами по управлению государственным имуществом в отличие от списания основных средств бюджетных учреждений.

Можно предположить, что такой порядок списания установлен под влиянием точки зрения, согласно которой списание имущества в связи с его износом не является актом распоряжения таким имуществом, а только лишь фиксирует тот факт, что оно полностью израсходовано в процессе потребления. Данный подход представляется достаточно спорным, особенно в тех случаях, когда основанием списания является физический износ имущества, не достигающий 100%-ного, или тем более моральный износ.

Необходимо отметить, что помимо оформления документации на списание недвижимого имущества, которое имеет последствием соответствующие изменения в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, отдельно, в качестве самостоятельного юридического действия было бы логично рассматривать снос (уничтожение) списанного недвижимого объекта.

Отнесение сноса недвижимого имущества к юридическим действиям, влекущим последствия правового характера, представляется оправданным уже на том основании, что земельный участок под сносимым зданием в свое время отводился по целевому назначению - под строительство этого объекта. Снос здания как минимум изменяет характер использования земельного участка, что не безразлично собственнику. Кроме того, здание может быть расположено вне замкнутого периметра территории унитарного предприятия, в таких случаях известны попытки местных органов власти распорядиться земельным участком, освободившимся после сноса здания, по своему усмотрению, фактически изъяв его из государственной собственности. Таким образом, в результате сноса здания могут быть существенно затронуты интересы собственника имущественного комплекса унитарного предприятия.

С учетом сказанного получение согласия собственника на снос в связи со списанием (а не на само списание) недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, представляется необходимым.

Для населения

0 55b72 b4130487 M

Архитектура, достопримечательности

От крепости, разобранной во 2-й половине 18 в., уцелели высокие валы и остатки стен. По плану 1780-х гг. город получил регулярную планировку. На торговой 8-и угольной площади (её проект приписывается арх. А. Ринальди) сохранились 2 корпуса Гостиного двора (окончены в 1835) и здание манежа (1836). 5-и главый барочный собор (завершён в 1782, арх.…
ekaterininskiy sobor

Для населения

Отдых в Кингисеппе Екатерининский соборКингисепп - это город, расположенный на реке Луге в Ленинградской области. Находится он всего в 114 километрах от Санкт-Петербурга.Чем известен Кингисепп А известен он, прежде всего, своей богатой историей. Датой его основания считается далекий 1384 год. Тогда боярин из Новгорода Иван Федорович заложил этот…