Образование

3127 11. Общее образование
1.1 Образовательные организации
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон "Об образовании". Вся информация об образовании дана в соответствии с новым законом. См. сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании "Гарант".
Общее образование является обязательным. Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Общее образование включает в себя четыре уровня:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
Общее образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- в форме семейного образования.

Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является ее руководитель (директор или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- общее собрание работников образовательной организации;
- педагогический совет.

Также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.
В целях учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы детей, по инициативе родителей создаются советы родителей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственнымиобразовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательные организации свободны в выборе учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации общеобразовательных программ, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Примечание. Законом г. Москвы предусмотрено обеспечение всех учащихся московских общеобразовательных организаций бесплатными учебниками.

Общеобразовательные программы в общеобразовательной организации осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочнойформах. Допускается сочетание этих форм освоения общеобразовательных программ. Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются образовательной организацией самостоятельно.
Родители (законные представители) обучающихся в общеобразовательных организациях имеют право:
- выбирать общеобразовательную организацию, форму получения образования (с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при их наличии);
- выбирать язык, языки образования;
- выбирать факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;
- знакомиться с уставом организации, лицензией, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
- принимать участие в управлении организацией в форме, определяемой ее уставом;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Организация образовательной деятельности может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
К компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацииобучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

1.2 Начальная школа
Дети в начальной общеобразовательной школе должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Учебные помещения для обучающихся 1-х классов рекомендуется размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2-4 классов - не выше 3 этажа.
Основным видом ученической мебели для обучающихся в начальной школе должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°.
Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Предельно допустимая наполняемость класса - 25 человек.
Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются:
- филология;
- математика и информатика;
- обществознание и естествознание (окружающий мир);
- основы религиозных культур и светской этики;
- искусство;
- технология;
- физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Продолжительность учебной недели для них - 5 дней.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объеммаксимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю - 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) - с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов - 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не рекомендуется проводить более одной контрольной работы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок.Трехразовое питание подразумевает завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов;
Примечание. Московским законодательством предусмотрены бесплатные завтраки для всех школьников 1-4 классов. Детям из социально незащищенных и многодетных семей предоставляется 2-разовое бесплатное питание.

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Объем домашних заданий (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
- во 2-3 классах - 1,5 ч.;
- в 4 классе - 2 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
- для учащихся 1-2-х классов -1,5 кг;
- 3- 4-х классов - 2 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.
Уроки физкультуры рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физкультурой на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
Общеобразовательная организация вправе открывать группы продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (имеется в виду организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня) учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

1.3 Прием в школу

Порядок приема в общеобразовательное учреждение должен соответствовать Закону "Об образовании в Российской Федерации". Он определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в уставе.
В государственные и муниципальные общеобразовательные организации должен быть обеспечен прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на закрепленной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Вступительные испытания для этих детей не допускаются. Отказать им могут только по причине отсутствия свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной школе для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу родители могут обратиться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Допускается организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Порядок такого отбора предусматривается законодательством субъекта РФ. Кроме того, возможно проведение оценки способностей при отборе учеников в организации, реализующие образовательные программы:
- основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта;
- среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.

Территории за муниципальными школами закрепляются органами местного самоуправления, которые ежегодно не позднее 1 марта издают соответствующий распорядительный акт о закрепленной территории. Копию этого акта, а также устава и других документов образовательное учреждение размещает на своем информационном стенде и в сети Интернет на своем официальном сайте.
Для проведения организованного приема в первый класс закрепленных лиц образовательное учреждение не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта публикует информацию о количестве мест в первых классах. Информация может размещаться на информационном стенде, на официальном сайте учреждения, в средствах массовой информации (в том числе электронных). Не позднее 1 августа должна появиться информация о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.
В первый класс школы принимают детей, которым к моменту начала обучения исполнилось 6,5 лет, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения детьми возраста 8 лет. По заявлению родителей школа может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.
Необходимые документы

Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, паспорт родителя, свидетельство о рождении. Родители закрепленных детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории. Родители вправе по своему усмотрению представить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
Примечание. На практике бывают случаи отказа в приеме детей в общеобразовательные учреждения, если у них нет свидетельства о регистрации по месту жительства. Министерство образования и науки разъяснило, что такой отказ является необоснованным. Дело в том, что такие свидетельства до 2008 г. не выдавались. Поэтому отсутствие свидетельства еще не значит, что ребенок не зарегистрирован по месту жительства. Однако для зачисления ребенка в школу его родители (законные представители) должны до 31 июля включительно представить документ, подтверждающий его проживание на закрепленной за образовательным учреждением территории.

При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы дополнительно представляется личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее. При приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители обучающегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании.
Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.
Для закрепленных лиц прием заявлений в первый класс начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года. Зачисление оформляется приказом руководителя учреждения в течение 7 рабочих дней после приема документов.
Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 августа и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если все дети, закрепленные на данной территории, приняты в первый класс, то учреждение вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.
При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

1.4 Перевод в следующий класс

Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Освоение образовательной программы (в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы) сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формы промежуточной аттестации и порядок ее проведения устанавливается образовательной организацией.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Ученики обязаны ликвидировать академическую задолженность. Попытаться ликвидировать задолженность можно не более 2 раз. Сроки определяются образовательной организацией, но они должны быть в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни должника. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.Не допускается взимание платы за прохождение промежуточной аттестации.
Не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Ученики, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей:
- оставляются на повторное обучение;
- переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Ученики, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Выпускники и обучающиеся образовательных учреждений, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальным листом "За отличные успехи в учении".
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

1.5 Дополнительные платные образовательные услуги

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Эти услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета: взамен или в рамках основной образовательной деятельности.
Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений - по желанию их родителей (законных представителей). К ним относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения.
Не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми государственными и муниципальными образовательными учреждениями:
- снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ государственных образовательных стандартов;
- реализация основных общеобразовательных программ и программ повышенного уровня общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
- факультативные индивидуальные и групповые занятия;
- курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Привлечение на эти цели средств родителей (обучающихся) не допускается.

1.6 Исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения

Конституцией РФ установлена обязательность основного общего образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Пятнадцатилетний подросток может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования с согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия совместно с родителями и указанным органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры по продолжению освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме и с его согласия по трудоустройству.
Образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- в связи с получением образования (завершением обучения);
- досрочно:
- по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
- по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении.
За неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (например, замечание, выговор). За неоднократное совершение указанных дисциплинарных проступков допускается отчисление учащегося, достигшего возраста 15 лет. Отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к ученикам начальной школы. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.
Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об отчислении орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образовании. Этот орган, в свою очередь, вместе с родителями не позднее чем в месячный срок принимает меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.
Родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

1.7 Государственная итоговая аттестация (ГИА). Единые государственные экзамены (ЕГЭ)

Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация (ГИА) учащихся, освоивших программу среднего полного (общего) образования, проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ЕГЭ установлен для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, в том числе:
- российских граждан;
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом;
- беженцев и вынужденных переселенцев.

К ЕГЭ допускаются также лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенные в текущем году к ГИА.
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов установлен для обучающихся:
- освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования:
- в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением;
- в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

- с ограниченными возможностями здоровья.

Для изучавших родной язык из числа языков народов России и литературу народов России на родном языке и выбравших экзамен по родному языку и литературе также могут устанавливаться иные формы итоговой аттестации.
Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
ГИА проводится по следующим общеобразовательным предметам в обязательном порядке:
- математика;
- русский язык.

Добровольно по своему выбору учащиеся сдают экзамены по следующим предметам:
- литература;
- физика;
- химия;
- биология;
- география;
- история;
- обществознание;
- иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
- информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- родной язык из числа языков народов России и литература народов России на родном языке (родной язык и родная литература).

Все экзамены, за исключением экзаменов по иностранному языку и родному языку и литературе, проводятся на русском языке.
Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление с указанием выбранных предметов.
К ГИА допускаются выпускники текущего года, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).
Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти ГИА экстерном. Они допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации.
При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки. Рособрнадзор ежегодно устанавливает по каждому общеобразовательному предмету минимально необходимое количество баллов.
Результаты ЕГЭ признаются удовлетворительными в случае, если выпускник по обязательным общеобразовательным предметам (русский язык и математика) при сдаче ЕГЭ набрал количество баллов не ниже минимального. В противном случае он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем году в дополнительные сроки.
После утверждения результаты ГИА передаются в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с полученными ими результатами ГИА.
При поступлении в вузы результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом получения таких результатов.
Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике являются основанием для выдачи выпускникам документа государственного образца об уровне образования - аттестата о среднем (полном) общем образовании.
Выпускники общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов в освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".
К повторной сдаче ГИА по соответствующему общеобразовательному предмету допускаются:
- обучающиеся (выпускники текущего года), получившие неудовлетворительный результат по русскому языку или математике;
- обучающиеся и выпускники прошлых лет, не сдававшие экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся и выпускники прошлых лет, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся и выпускники прошлых лет, которым конфликтная комиссия удовлетворила апелляцию о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА;
- участники, результаты ГИА которых были отменены по решению председателя Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) в случае выявления фактов нарушений порядка проведения экзамена, совершенных лицами, присутствующими при проведении экзамена, или иными (в том числе неустановленными) лицами.

Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее чем через год. Для прохождения повторной ГИА они восстанавливаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность на срок, необходимый для прохождения ГИА.
При проведении ЕГЭ предусмотрена возможность подачи выпускником апелляции в специально создаваемую конфликтную комиссию и ознакомления выпускника при рассмотрении апелляции с выполненной им письменной экзаменационной работой. Выпускник вправе подать апелляцию как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением обучающимся, выпускником прошлых лет требований Правил проведения ГИА и неправильным оформлением экзаменационной работы.
При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации или проведении экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету, либо ранее проверявшими экзаменационную работу выпускника, подавшего апелляцию. Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции. При рассмотрении апелляции также присутствуют:
- члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию;
- должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта РФ, - по решению соответствующих органов.

1.8 Интернаты и специализированные образовательные организации
В образовательной организации, реализующей образовательные программы общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
Содержание детей в интернате включает в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами:
- одеждой, обувью;
- мягким инвентарем;
- предметами личной гигиены;
- школьно-письменными принадлежностями;
- играми и игрушками;
- хозяйственным инвентарем;
- питанием.

За такое содержание и организацию хозяйственно-бытового обслуживания учредитель образовательной организации вправе (если иное не предусмотрено законом) устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер. Учредитель вправе снизить размер платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке. Расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату не включаются.
В школу-интернат принимаются в первую очередь, как правило, дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе:
- дети из многодетных и малообеспеченных семей;
- дети одиноких матерей, отцов;
- дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Родители (законные представители) таких детей могут быть освобождены от платы за их содержание в интернате.
Интернаты могут создаваться также в образовательных организациях:
- реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств;
- реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- военного профиля;
- для одаренных детей.

Образовательную деятельность также могут вести:
- научные организации;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
- организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- иные юридические лица.

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.
Общее образование может быть получено также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в формесемейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Для отдельных категорий детей действуют специальные образовательные организации. Это:
- организации (детские дома, школы-интернаты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. раздел Семья и дети - Родительские права и права детей, Устройство детей, оставшихся без родительского попечения);
Примечание. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (не позднее 1 января 2016 г. такие учреждения должны быть переименованы в общеобразовательные организации). Такие учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционное учреждение реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;
- санаторные организации для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они реализуют образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Расписание занятий составляется с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центры оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе:
- осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;
- оказывают методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Примечание. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Он осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

- образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Учреждение для детей и подростков с девиантным поведением может быть открытого или закрытого типа.

Учреждения открытого типа выполняют функции профилактического учреждения. Они:
- принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или иных законных представителей;
- организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- осуществляют их медицинское обеспечение;
- обеспечивают получение несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В учреждение закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании по решению суда могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- достигли установленного законом возраста, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
- осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания с применениемпринудительной меры воспитательного воздействия.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются по решению суда отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях. В такие учреждения направляются несовершеннолетние:
- с задержкой психического развития;
- с легкой степенью умственной отсталости.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.
В случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему продление срока осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать 3 лет.
В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста 18 лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа возможно в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия, или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в таком учреждении. Другой причиной может быть его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации.
Решение о досрочном прекращении пребывания в учреждении осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании:
- мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения;
- либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

Представление или ходатайство о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение. В случае отказа суда повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения суда.
Суд вправе на основании представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случаях:
- самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
- невозвращения его в указанное учреждение из отпуска;
- в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении.

К несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, независимо от их возраста, могут применяться и принудительные меры медицинского характера, связанные с наблюдением и лечением у психиатра или в психиатрическом стационаре.

1.9 Платные образовательные услуги
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
- дошкольного;
- начального общего;
- основного общего;
- среднего общего образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обучающиеся, их родители (законные представители) вправе обращаться за получением образовательных услуг от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по своему выбору на платной основе.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджета.
Исполнитель обязан обеспечить открытость и доступность для потребителя (заказчика образовательных услуг) информации:
- о дате создания образовательной организации, об ее учредителе, о месте нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о структуре и органах управления образовательной организацией;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики;
- о численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о языках образования;
- об образовательных стандартах;
- о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов;
- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе о наличии:
- оборудованных учебных кабинетов;
- объектов для проведения практических занятий;
- библиотек;
- объектов спорта;
- средств обучения и воспитания;

- об условиях питания и охраны здоровья обучающихся;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
- о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе (для организаций высшего образования или дополнительного профессионального образования);
- о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;
- о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
- о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
- о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
- об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
- о трудоустройстве выпускников.

Должна быть обеспечена доступность копий:
- устава образовательной организации;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
- локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.

Если образовательные услуги оказывает индивидуальный предприниматель, он должен предоставить обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию:
- о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;
- в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников - информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов.
Взаимоотношения образовательной организации (или индивидуального предпринимателя) - исполнителя услуг и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) - потребителя, заказчика - регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Договор заключается в простой письменной форме. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения с учетом уровня инфляции.
Заказчик должен быть ознакомлен с образцом договора об оказании платных образовательных услуг, документом об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Вся указанная информация и документы должны быть доступны на официальном сайте образовательной организации.
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права поступающих и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
Примерные формы договоров об образовании утверждаются Минобрнауки.
Договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядкев случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Основания такого расторжения указываются в договоре.
См. также Исключение обучающегося из образовательной организации.
При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель (родитель учащегося) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного оказания образовательных услуг;
- соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
- поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
- расторгнуть договор.

Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Договор может быть расторгнут по инициативе исполнителя в одностороннем порядке в следующих случаях:
- применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
- невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
- установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
- просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
- невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.


1.10 Общеобразовательные учреждения в Москве
Общефедеральные стандарты и требования в области образования едины для всех субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте РФ, имеющем свою региональную экономическую, национальную и социально-культурную специфику, они отражаются в местном законодательстве с учетом этой специфики. В Москве отношения, связанные с реализацией права граждан на образование, в дополнение к федеральному законодательству регулируются также законами города Москвы.
Государственный орган управления образованием города Москвы - Департамент образования города Москвы - создает окружные управления образования.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного образовательного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципального учреждения - органом местного самоуправления соответствующего городского округа.
В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, создает типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения:
- детский сад;
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции ограничений возможностей здоровья одной и более категорий детей;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида;
- центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям - познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- начальная школа - детский сад;
- начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
- прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида;
- специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;
- начальная общеобразовательная школа;
- основная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с 1 (2), 5-6 (7), 7 (8) класса;
- гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;
- лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся 8-9, 9-11, 10-11 классов и, по решению городского органа управления образованием, 7-11 классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности;
- общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;
- общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
- гимназия-интернат;
- лицей-интернат;
- санаторная школа-интернат;
- санаторно-лесная школа;
- кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
- детский дом-школа;
- школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- специальная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка;
- средняя общеобразовательная "Школа надомного обучения" - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому);
- начальная общеобразовательная "Школа здоровья";
- основная общеобразовательная "Школа здоровья";
- средняя общеобразовательная "Школа здоровья";
- центр образования "Школа здоровья";
Примечание. "Школы здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.

- центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- открытая (сменная) общеобразовательная школа.

Нетиповые государственные образовательные учреждения создаются в целях обеспечения возможностей получения общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.
Модели нетиповых государственных образовательных учреждений, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных учреждениях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.

О нас

pravwsefsefse55454

Легкий труд беременной женщины. Знайте свои права!

На сегодняшний день в Республике Беларусь очень остро стоит проблема деторождения. И, к счастью, за последние годы статистические данные говорят о том, что рождаемость в нашей стране с каждым годом увеличивается. Это связано с тем, что государство стремиться обеспечить на законодательном уровне как…
2650f82dcb450f13237de18e88085216

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Глава 1. Общие положения Статья 1. Альтернативная гражданская служба 1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой…